Шатун является связывающим звеном между коленчатым валом и крейцкопфом (поршнем), и на него во время работы действуют попеременно сжимающие и растягивающие силы, а у быстроходных машин еще и изгибающие усилия от возникающих сил инерции. Шатун состоит из следующих основных частей: малой головки — поршневой (крейцкопфной), стержня и большой головки (кривошипной). Конструкция шатуна должна быть прочной, жесткой, а вес его — возможно минимальным.
Эти требования определяют конфигурацию стержня шатуна и его головок, а также материал для его изготовления.
Стержни шатунов компрессоров имеют двутавровое или круглое сечение. Шатуны со стержнями двутаврового сечения изготовляются методом горячей штамповки.
Основные требования, предъявляемые к шатунам компрессоров, заключаются в следующем.
Отверстия, расточенные в малой (поршневой или крейцкопфной) и большой (кривошипной) головках шатуна, должны быть цилиндричны.
Овальность и конусность рабочих поверхностей поршневой или крейцкопфной головки диаметром до 100 мм включительно не должна превышать половины допуска на диаметр рабочей поверхности по 2-му классу точности.
Овальность и конусность отверстия кривошипной головки шатуна не должна превышать допуска на диаметр отверстия по 2-му классу точности.